БАХ И ЕГО СЫНОВЬЯ

12 февраля (пятница) в 18.30 абонементный цикл «Мир органа» продолжает программа «Бах и его сыновья». Ее представят яркий представитель отечественной органной школы, заслуженный артист России, профессор Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова Даниэль Зарецкий и Камерный оркестр под управлением заслуженного артиста Костромской области Алексея Мелькова.

Семья Бахов подарила миру много выдающихся музыкантов. Почти все дети Иоганна Себастьяна Баха обладали незаурядными музыкальными способностями, а четверо его сыновей были при жизни более известны, чем он сам. В начале XIX века была возвращена к публике музыка И.С. Баха и ситуация поменялась на противоположную: тень его гения на сто лет накрыла творчество его сыновей. Только в середине XX века началась систематизация их наследия, издание нот и записи музыки. В программе «Бах и его сыновья» прозвучат сочинения И. С. Баха и двух его наследников — Карла Филиппа Эммануила и Иоганна Кристиана.

Для меломана второй половины 18 века имя «Бах» подразумевало Карла Филиппа Эммануила, называемого «берлинским» или «гамбургским» Бахом. 24 года он служил придворным клавесинистом у прусского короля Фридриха II, а потом занял почетное место кантора в Гамбурге. Филипп Эммануил привнес в инструментальные жанры (особенно в клавирные) драматизм, эмоциональную насыщенность и решительно повлиял на художественные идеалы Гайдна. «Мы все дети, а он отец», – восторженно говорил о нём Моцарт. Карл Филипп оказал сильное влияние и на Бетховена, что видно в его Патетической и Лунной сонатах. Огромное наследие Филиппа Эммануила включает несколько сотен сочинений.

Младшего сына Иоганна Кристиана Баха обычно называют «миланским» или «лондонским» Бахом. Иоганн Кристиан обучался в Берлине и делал большие успехи в игре на клавире. Но особенно его привлекала опера, и он уехал в Италию, где вскоре получил место органиста в миланском соборе и добился признания как оперный композитор. Слава его распространилась за границы Италии, и в 1761 его пригласили к английскому двору. Там он провел всю оставшуюся жизнь, дирижируя, сочиняя оперы и обучая музыке и пению королеву и представителей аристократических семейств. В музыке Кристиана немало красоты, живости, выдумки. Его сочинения принадлежат к «легкому», развлекательному стилю и до сих пор привлекают теплом, нежностью, выделяющими Кристиана из модных авторов той эпохи.

В программе «Бах и его сыновья» прозвучат: Concerto-Rondo Fa-dur И.К. Баха, Концерт Es-dur (в трех частях) Ф.Э. Баха, Бранденбургский концерт №3 G-dur и Концерт d-moll BMV 1052/a (в трех частях) И.С. Баха.

Государственная филармония Костромской области