МАЛЕНЬКИЕ ШЕДЕВРЫ. «ОРГАННАЯ КНИЖЕЧКА» И.С.БАХА

22 февраля (воскресенье) Абонемент №5 «Вокруг Баха» продолжит концерт – «МАЛЕНЬКИЕ ШЕДЕВРЫ. «ОРГАННАЯ КНИЖЕЧКА» И.С.БАХА». Бессменный ведущий и исполнитель концертов абонемента для старшеклассников и студентов заслуженный артист РФ, заслуженный деятель искусств РФ, профессор Алексей Паршин (орган, Москва).

Orgel-Büchlein или «Органная книжечка» И.С. Баха собрание миниатюр на темы протестантских хоралов, во­площающее широкий спектр об­разов и настроений, связанных с христианским вероучением и духовно-эмоциональным пережива­нием событий Священного Писания. Музыкальный язык «Книжечки» ха­рактеризуют лаконизм формы и про­никновенность образного содержа­ния.

«Органная книжечка» имеет значение не только в истории развития хоральной прелюдии, но является одним из величайших достижений музыки вообще. Никто, кроме Баха, не смог так точно передать содержание текста в «чистой музыке», да еще столь простыми средствами.

«Органная книжечка» И.С. Баха – это более 40 органных хоральных прелюдий. Основная часть из них была написана И.С.Бахом приблизительно в 1714 году в веймарский период жизни в служебных и педагогических целях для одного из его сыновей — Вильгельма Фридемана на темы литургических немецких хоралов и вошла в сборник, известный как «Маленькая органная книжечка» («Orgel-buchlein»). Несмотря на то, что написание этих хоральных прелюдий, носило для автора в известной степени характер композиторских упражнений, каждая из маленьких пьес является настоящей жемчужиной в великолепной короне его органного творчества. Многие из прелюдий, помимо органного звучания, исполняются в переложениях для различных инструментов, ансамблей, в киномузыке (например, хоральная прелюдия Ich ruf’ zu dir, Herr Jesu Christ, интересно прозвучавшая в кинофильме «Солярис» А.Тарковского в прекрасной обработке Э.Артемьева).

Этот сборник по праву считается словарем музыкального языка Баха. Все хоралы «Органной книжечки» задуманы как небольшие звуковые картины – избранные Бахом тексты хоралов позволили обработать их не только с музыкальной, но и с поэтически-изобразительной стороны, создать характерные мотивы-символы (например, парение ангелов или шаги усталого путника), которые проникают и в другие сочинения композитора. Однако этот цикл трудно понять вне текста, поэтому исполнение каждой органной прелюдии предваряется чтением текста хорала, на который она написана.

Государственная филармония Костромской области