22 января (суббота) в 15.00 концертная программа «Франция сквозь века» раскроет особенности французской органной школы.
Органная музыка имеет свои особенности в разных европейских странах. Обусловлено это многими причинами. Одна из них – религиозная традиция. Исторически Франция – страна величественных католических соборов с особой объемной и таинственной акустикой, философией архитектуры и смысловыми акцентами. Духовный мир и человека в католицизме разделяет большое расстояние, которое предстоит пройти и преодолеть. Каменный собор устремляет человека в высоту. Убранство, каменная резьба, изящные витражи и сама музыка способствуют этой же цели. Особая пышность королевского двора способствовала торжественности музыки барокко. Французская революция повлияла на развитие светской органной музыки, особенно романтизма, а философские течения XX века привнесли в музыкальную традицию символизм.
В диалоге двух музыкантов – заслуженного работника культуры РФ музыковеда Надежды Смирновой и органиста Александра Панаскина раскроются особенности французской музыки с XVII по XX век. Поистине королевская музыка эпохи барокко откроет программу – пьеса «Да здравствует король!» Андре Резона сопровождала мессы, на которых присутствовал монарх. Продолжит программу ноэль XVIII века Пьера Дандриё «Иосиф в добром браке». Рождественская песнь возвращает в детство, где наивность, простота и вера в чудо соединяется с особой торжественностью праздника. На смену музыке барокко, предлагающей человеку возвышенные каноничные образцы мыслей и переживаний, придет музыка эпохи романтизма. Она обращена к субъективным чувствам человека, земное превознося к небесному. Прекраснейшая музыка романтика Сезара Франка представит XIX век. Прозвучат семь пьес из цикла «Органист». XX век развивал светскую музыку, привнеся свои каноны и гармонии. В сочинении Жана Ариста Алена «Висячие сады» можно увидеть следы символизма и импрессионизма – призрачный образ-видение одного из древних «Семи чудес света» воссоздан современным музыкальным языком. Завершит программу возвращение в XVII век –«Большой диалог в До мажоре» Луи Маршана.