Одна из гостиных филармонии посвящена уроженцу г. Костромы дирижеру, легендарному педагогу, профессору Ленинградской консерватории Илье Александровичу Мусину. Его называют «педагог великих» и причисляют к одному из основателей ленинградской школы дирижирования.
Илья Александрович Мусин родился в самый сочельник — 24 декабря 1903 года (по ст.стилю) в Костроме. Его семья жила на улице Марьинской (ныне Шагова) возле храма Козьмы и Дамиана. Рядом находился пруд. Зимой на нем был первый и лучший в городе каток. Когда мальчику не было и шести лет, умерла его мать, поэтому все заботы о детях легли на плечи его отца. Всю жизнь Илья Александрович был бесконечно благодарен ему за его доброту и жертвенность.
Илья Александрович вспоминал: «Кострома начала XX века — тихий провинциальный городок на Волге. Вместо электричества керосиновые лампы. За водой ходили за два больших квартала «на водокачку» и носили воду в ведрах на коромысле. Единственный в городе автомобиль, принадлежавший губернатору, лишь изредка проезжал по улицам, поднимая клубы пыли. И мы, мальчишки, выбегали поглазеть на это удивительное зрелище. По улицам разъезжали крестьяне, предлагая картофель, репу, лук и прочую снедь. Молочницы ходили с четвертями молока. Не отходя от ворот, можно было купить большую часть того, что требовалось для питания. Да, не было электричества, водопровода, но был чистый воздух, дворы с садами и огородами».
Книги были лучшими друзьями будущего дирижера, читать он начал задолго до гимназии. Вначале это были сказки Перро, братьев Гримм, Андерсена, сказки разных народов. Затем пошли увлекательные приключения, путешествия. В десять лет ему уже прописали очки — он испортил зрение, читая лежа в постели при скудном освещении. Любимыми предметами в школе были география, история, литература, рисование. Нравились ему и уроки музыки, т.е. пение в хоре.
Дворовые игры (в бабки, чижа, лапту, городки), занятия на кольцах, трапеции, плавание, поделки своими руками развивали ловкость, подвижность, глазомер и прочие полезные качества. Все это в дальнейшем способствовало более легкому овладению дирижерскими навыками.
Первая попытка приобщить Илью к музыке была обречена на полный провал. «Ведь я никогда не слышал игры на скрипке и не имел представления о том, зачем мне нужно было водить смычком по струнам. Я не видел цели, так как вообще еще не слышал музыки». Лишь изредка в Кострому заглядывали какие-то музыканты, дававшие концерты в зале Дворянского собрания, музыкальные впечатления складывались на основе знакомства с «городской бытовой музыкой». Иногда по улице проходил полк солдат с оркестром во главе. Это также было событием. Первым инструментом, который Мусин освоил в детстве самостоятельно, была балалайка. Когда в доме появилось пианино для обучения музыке сестры, мальчика первоначально не тянуло даже приоткрыть крышку. Тем не менее, он был определен в музыкальную школу «Русского музыкального общества». То, что онне бросил это занятие — заслуга отца. «Каждый день, приходя с работы, он сажал меня за инструмент и заставлял заниматься ровно час. И я теперь низко кланяюсь ему, благодарю за то, что он заставил меня преодолеть первые невзгоды».
Перелом в отношении к музыке произошел внезапно. Дядя, у которого мальчик проводил каникулы в Галиче, подарил ему музыкальную хрестоматию «Золотая лира», которая содержала лучшие образцы мировой музыки. Эти пять объемистых томов не только сблизили его с музыкой, но и стали школой. В 1917-18 годах Мусин стал заниматься в художественной студии. «И вот в одно из таких занятий услышал из-за стены музыку (за стеной жил пианист, кажется, учащийся Московской консерватории, — Пухов). Первые же звуки заставили меня отложить рисование и прислушаться. Что это было? Вступление к «Евгению Онегину», затем первый квартет. На следующий день я бегал по своим знакомым в поисках клавира этой оперы. Наконец, я нашел заветный томик. Это было переложение для рояля (а не клавир с вокальной строчкой), т.е. то, что мне было больше всего нужно. Это заставило меня задуматься над своим будущим. Отец очень хотел, чтобы я продолжил обучение в консерватории. Возраставший под влиянием «Золотой лиры» интерес к музыке еще более усилился знакомством с «Евгением Онегиным». С этого времени я перестал возражать отцу в его желании послать меня в Петроград поступать в консерваторию. К этому времени я уже учился у Лидии Алексеевны Паршиной (ученицы профессора Московской консерватории Киппа). Она-то и взялась подготовить меня к поступлению в консерваторию».
В 1919 году шестнадцатилетний Илья Мусин поехал в Петроград. «Нужно быть фанатиком, чтобы послать меня в Петроград в столь тревожное время. Но упустить момент невозможно, так как последний срок (очевидно, дополнительный) приемных испытаний назначен как будто на девятнадцатое сентября. И вот я с сумками и кошелками, наполненными всякой костромской снедью, и с огромной бельевой корзиной, в которой находился весь мой скарб, сел в поезд (кстати сказать, чуть ли не в мягкий вагон) и отправился в неведомое». Выдержав вступительные экзамены, И.А. Мусин стал студентом консерватории.
В студенческие и последующие годы связь Мусина с Костромой не прерывалась. Из дома присылали посылки с картошкой и другими продуктами, и каждое лето, вплоть до 1930-го, он уезжал на каникулы в Кострому, где кроме свидания с отцом его ожидали встречи с друзьями. Все излюбленное времяпровождение было связано с Волгой.
Лето 1926-го года Илья Александрович, как обычно, проводил вместе со своими друзьями в построенном шалаше на крутом берегу Волги в 15-ти километрах ниже Костромы. «В одно из воскресений к нам в гости приехал мой отец и привез телеграмму следующего содержания: «Предлагаем работу дирижера и пианиста в Большом драматическом театре, срочно сообщите согласие». Телеграмма была подписана от имени моего профессора по фортепиано Н.Н. Загорного, у которого я в то время учился. Признаться, я в тот момент был занят тем, чтобы удачнее приготовить завтрак, и столь «сногсшибательное» известие меня как-то не взволновало. Однако в дальнейшем, обсудив предложение с друзьями, я решил дать положительный ответ, хотя еще и не очень осознавал, что меня ожидало на работе». С этого момента начинается длительная творческая и очень плодотворная деятельность великого дирижера-педагога Ильи Александровича Мусина.
В гостиной расположена экспозиция, которая знакомит с основными творческими вехами биографии И.А. Мусина, его учениками, связью с малой родиной, а также с Международным конкурсом молодых дирижеров и фестивалем, которые проходят в Костромской филармонии в его честь. Выставка входит в экскурсионный маршрут по филармонии.